Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?».
Если проанализировать историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, Г. Агзамов – в 4 года, В. Стейниц, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер, О. Рубцова, Ю. Балашов – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль, В. Смыслов – к 7 годам.
Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Б. Спасскому, А. Карпову и Г. Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.
Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим.
Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.
Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.
1.Первые шаги
С чего следует начинать обучение шахматной игре в дошкольном возрасте? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, друзей, телевизионных передач, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав. Какой-либо «принудительный элемент» здесь должен начисто отсутствовать, ни в коемслучае не приниматься на вооружение тренером.
С чего начать? С игры! Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами при помощи сказки, иллюстрируя ее шахматными фигурами.
– Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в неё играли? – спросил Карандаш.
– Рисуй, рисуй! – обрадовались весёлые человечки.
Они знали, что Карандаш умеет рисовать живые картинки. Работал Карандаш быстро, и вскоре весёлые человечки увидели множество причудливых светлых и тёмных фигурок. Фигурки ожили, зашевелились. Карандаш сиял. Незнайка загадочно улыбался, а остальные весёлые человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза.
– Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной чёрной нашлепкой.
– Мы... мы... – растерялась Дюймовочка. – Мы – весёлые человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья – Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек... А кто вы?
– Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки.
– А как вас зовут? – спросила Дюймовочка.
– Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура.
– А я чёрный шахматный король, – сказала самая высокая тёмная фигура с остроконечной белой нашлепкой.
Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У тёмной фигуры шарик был белый, у светлой – чёрный.
– Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура.
– Я чёрный шахматный ферзь, – сказала тёмная фигура.
Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две тёмные.
– Мы белые шахматные кони.
– А мы чёрные шахматные кони.
Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две тёмные.
– Мы белые шахматные ладьи.
– А мы чёрные шахматные ладьи.
Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две тёмные.
– Мы белые шахматные слоны.
– Мы чёрные шахматные слоны.
И наконец, с веселыми человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь тёмных.
– Мы белые шахматные пешки.
– А мы чёрные шахматные пешки.
............................................ Ссылка на скачивание находится вверху.