Глава 1. Воображение и формирования творческих способностей
1.1 Воображение как творческая и познавательная форма мышления…..8
1.2 Воображение и творчество…………………………………………….15
Глава 2. Воображение как неотъемлемая составляющая
хореографического искусства
2.1 Реализация творческой фантазии балетмейстера в работе
по созданию хореографического образа…………………………………..23
2.2 Воображение исполнителя и его роль в раскрытии
балетмейстерского замысла………………………………………………..31
2.3 Развитие воображения в процессе обучения студентов
хореографической специализации………………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………….53
Список литературы……………………………………………………………....56
Приложение
Введение
Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности, и что таким образом не имеет никакого практического значения.
На деле же, воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
Способность к воображению – одно из удивительных свойств, присущих человеку. Воображение (или фантазия) делает возможным и художественное творчество, и научные открытия. Без воображения немыслима даже повседневная жизнь человека. Ведь почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение может «оживлять»события исторического прошлого или предвосхищать то, что будет в будущем.
В хореографическом искусстве процесс воображения имеет важное значение при создании художественного образа, как балетмейстером, так и исполнителем.
Бывает, что хорошо тренированный танцовщик, работая над хореографическим образом, оказывается невыразительным и скованным на сцене, хотя на занятиях по специальным предметам он двигался легко и свободно.
Чем это объяснить? Одна из причин подобного явления кроется в отсутствии воображения, веры в вымысел. Если предлагаемые обстоятельства не стали для исполнителя естественными, если его воображение дремлет, то техника ему мало поможет. Воображение, вера в вымысел помогают всестороннему использованию танцевальной техникидля создания выразительного образа.
Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых –это, прежде всего, отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчетное число разнообразнейших танцевальных композиций.
Воображение проявляется не только в сочинении танцевальных сцен, не только в создании хореографических композиций, но и в сочинении сюжета, разработкекомпозиционного плана, создании образов и умении поставить эти образы в необходимые сценические ситуации, в которых бы они, раскрывая себя, раскрывали сюжет, идею произведения.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью более глубокого изучения воображения как важной составляющей хореографического искусства, его роли в процессе создания хореографического образа балетмейстером, а также в исследовании методов развития воображения у студентов хореографической специализации.
Основная цель дипломной работы – рассмотреть процесс развития воображения и фантазии как важнейший элемент в создании и воплощении хореографического образа.
Объект исследования – творческое воображение.
Предмет – воплощение созданных воображением образов в системе хореографического образования.
Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:
- рассмотреть воображение как общепсихологический процесс;
- установить и проанализировать специфику процесса воображения исполнителя и балетмейстера;
- рассмотреть методологические принципы развития воображения у студентов хореографической специализации.
В данной дипломной работе использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по данной тематике;
- сравнительный метод;
- метод наблюдения;
- анализ практической деятельности.
Проблеме развития воображения и фантазии отведено немалое место в отечественной и зарубежной педагогике. Многие пытались разобраться в этом сложном психологическом процессе, и каждый находилсвои способы расшевелить фантазию, научить ее работать и создавать нечто новое. В частности, перу выдающегося ученого-психолога Л.С.Выготского принадлежат научно-популярные работы, посвященные анализу особенностей и механизма воображения как важной психической способности человека, ее связи с творчеством.
Огромный вклад по развитию творческой фантазии и воображения сделал К.С.Станиславский. Вся система Станиславского основана на мобилизации и тренировкетворческого воображения, направлена на изучение и создание условий, способствующих его расцвету. «Артист должен любить и уметь мечтать. Это одна из самых важных творческих способностей.Без воображения нет творчества», - писал Константин Сергеевич.
Глава 1.Воображение и формирование творческих способностей.
1.1 Воображение как творческая и познавательная
форма мышления.
Воображением называется свойство сознания, позволяющее человеку создать в процессе мышления новые образы на основе прошлого восприятия и сознания.
По мнению М.А. Зяблицевой, воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической деятельностью и отражает действительность. Однако с его помощью осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого.
Интересное мнение по этому поводу у Н.А.Бердяева: «Воображение, - говорит он, - есть один из путей прорыва из этого мира в мир иной» (2.С.323).
Действительно, воображение – это пребывание в особом мире, выстроенном из своих личных образов и видений; для того, чтобы придуманный мир существовал, следует постоянно пополнять имеющиеся образы новыми впечатлениями. Следовательно, приходим к тому, что воображение не только процесс создания новых образов, благодаря имеющихся у человека знаний в новое сочетание, но и постоянное пополнение этих знаний.
Воображение, наряду с другими познавательными процессами (восприятием, вниманием, памятью и речью), неразрывно связано с мышлением.
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущенияи восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – восприятием – не дано. Так, увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы понимаем, что на улице ветер.
Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет ему представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствии их самих, предвидеть их изменения во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства, выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражая бытие в его связях и отношениях.
К простому виду мышления относят наглядно-действенное мышление, преобладающее у людей, занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-то конкретного материального продукта.
Образное мышление, характеризующее мышление художника, более гибкое, ибо человек оперирует в основном образами предметов и явлений, содержащимися в памяти, представлении и воображении. «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках» (26.С.166).
Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением воспринятого, они могут предстать перед человеком в том, чего он непосредственно не видел, не воспринимал, чего вообще не было, да и быть в действительности не могло. Но так как люди по своей натуре действенны, они не только созерцают и познают мир, в котором живут, они постоянно преобразовывают его. А для того, чтобы преобразовать что-то в реальной жизни, нужно уметь преобразовывать это мысленно.
Если Вас заинтересовал данный материал, вы можете его скачать по приведённой ссылке.
Архив зашифрован, для получения пароля вам необходимо написать на
e-mail verizhsergej@ya.ru