Слово
«реклама» - латинского происхождения (от лат. reclamar) и первоначально означало «кричать,
выкрикивать». Затем к нему присоединились такие значения, как «откликаться»,
«требовать». Таким образом, уже в самом примитивном воззвании к толпе
просматривается главная характеристика современной рекламы: сообщать,
распространять сведения о чем-то (ком-то) для привлечения покупателя или
создания популярности товару или производителю.
В
современном обществе реклама стали одним из видов деятельности и вышла за рамки
информационной функции по отношению к потребителю. Реклама превратилась в один
из видов самостоятельной производственной деятельности, в которой занято
большое количество людей, объединенных в разные по своим функциям большие и
малые коллективы. Реклама стала бизнесом.
В
этой связи правомерно говорить об условиях эффективного управления рекламной
деятельностью, т.е. о роли менеджмента в рекламном бизнесе.
В
зарубежной литературе имеется большое число определений понятия «менеджмент».
Интерес представляют следующие из них:
1)менеджмент
– достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих
в ней людей;
2)менеджмент
– особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную,
целенаправленную и производительную группу (организацию);
3)менеджмент
– процесс планирования, организации, руководства, координации и контроля для
достижения целей организации посредством скоординированного использования
человеческих и материальных ресурсов.
И
хотя эти определения очень разные, тем не менее они имеют три общие черты:
обязательное наличие цели управления; особый, интеллектуальный характер этого
вида деятельности; субъектом и одновременно объектом управления выступает
организация. В третьем определении дополнительно к перечисленным чертам
менеджмент характеризуется как совокупность пяти процессов:планирования, организации, руководства,
координации и контроля.
Менеджмент
предполагает профессиональное, эффективное управление организацией и
осуществляется как деятельность, включающая в себя постановку целей и задач
организации, выполнение ее функций, набор методов и приемов достижения целей,
технологию решения производственных и социальных задач организации и т.д. Таким
образом, менеджмент в системе производства выступает как важнейший фактор его
эффективности и жизнедеятельности организации.
В
рекламном бизнесе менеджмент выполняет в целом те же задачи и функции и имеет
тот же набор средств, методов и приемов достижения поставленных целей. В этом
аспекте рекламный менеджмент можно рассматривать как управление рекламным процессом в полном его
объеме, начиная с планирования иразработки рекламы (рекламной кампании) и кончая донесением рекламного
сообщения до потребителя.
По
мере развития общества и экономики значение слова «реклама», естественно,
видоизменялось и расширялось. В последнее время существует несколько
определений понятия рекламы, которые, сохраняя ее первоначальное значение –
сообщать, в большей или меньшей степени содержат ряд современных характеристик.
Так,
по определению американской Ассоциации маркетинга, реклама представляет собой
«любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг,
оплачиваемую точно установленным заказчиком».
Реклама
является ведущим звеном в маркетинговой коммуникативной деятельности.
Совокупный общемировой объем затрат на рекламу в 2004 г. составил около 250
млрд. долл., причем первая десятка стран приняла на себя почти 80% мировых
расходов (рис. 1). Доля России здесь составила всего 2 млрд. долл., или менее
1%.
Если Вас заинтересовал данный материал, вы можете его скачать по приведённой ссылке. Архив зашифрован, для получения пароля написать на e-mail verizhsergej@ya.ru .